Концепция развития школы
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», – отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данный постулат традиционно отражает позицию педагогического коллектива МАОУ «Троицкая СОШ».
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы в процессе реализации Программы развития 2013-2018 гг. и ежегодный педагогический анализ образовательного процесса школы (материалы заседаний Педагогического совета за 2013-2018 гг.) позволяют выявить важные результаты деятельности, соответствующие современным тенденциям развития образования.
В течение 2013-2018 гг педагогический коллектив работал над реализацией концепции адаптивной школы – школы равных возможностей, дающей такое образование, которое является достаточной базой для успешного осознанного выбора учеником своей личной жизненной позиции и места в обществе. Приоритетными направлениями Программы были:
- Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям.
- Совершенствование системы воспитания
- Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития.
- Укрепление социального партнерства
Это позволило поставить и в результате реализации Программы развития на 2009-2014 годы решить следующие задачи:
- расширение образовательного пространства для всестороннего развития учащихся с учётом их возможностей, познавательных интересов и склонностей;
- освоение инновационных образовательных технологий;
- информатизации учебно-воспитательного процесса;
- усовершенствования предпрофильной подготовки;
- организации элективных профильных курсов;
- сохранения и улучшения здоровья учащихся в течение всего процесса обучения в школе.
В результате реализации Программы развития школы 2013-2018 стало построение модели адаптивной школы.
Все это создало возможности для обеспечения реальной вариативности, дифференциации и гуманизации образовательного процесса – перехода к структурированию учебного процесса в соответствии с требованиями к образованию и потребностями социума:
- начальная школа реализует программы УМК «Гармония», «Школа России»
- основная школа направлена на расширение круга образовательных услуг за счет часов вариативной части УП: элективных курсов, спецкурсов, предпрофильной подготовки.
- старшая школа осуществляет переход от изучения предметов по выбору к универсально-профильному обучению; организуются элективные курсы. Учебный план для учащихся X,XI классов был сформирован с учётом интересов школьников, пожеланий родителей, возможностей педагогического коллектива, обеспечивал выбор элективных курсов, позволял школьникам заниматься исследовательской деятельностью, реализовывать образовательные проекты.
Несмотря на то, что понятие системно-деятельностного подхода как обязательного компонента образовательной системы школы введено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), педагогический коллектив МАОУ «Троицкая СОШ» пришел к необходимости его освоения, реализуя Программу развития 2013-2018 гг. Системно-деятельный подход, положенный в основу организации образовательного и инновационного процессов в школе, содействовал:
- раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
- побуждению к деятельностному началу, пронизывающему все уровни образования и все формы работы с детьми, построению образовательного процесса в форме диалога субъектов учебно-воспитательного процесса.
Особый акцент в деятельности школы был поставлен на организацию воспитательной работы, которая строилась на основе Программы воспитательной деятельности «Моя малая родина». Программа воспитания ориентирована на «портрет выпускника» как гражданина-патриота, культурную, гуманистическую, свободную и творческую личность. Цель программы: Создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого школьника, способного к постоянному самосовершенствованию. Реализация поставленной цели осуществлялась путём решения следующих задач:
1.Включение учащихся в систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;
2.Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
3. Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе, создание блоков дополнительного образования.
5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий.
6. Использование всех возможных средств воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества.
7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся
С переходом на ФГОС НОО (2011г) организована внеурочная деятельность в начальной школе, которая является частью образовательного процесса. Использование возможностей педагогического коллектива позволяет удовлетворить индивидуальные потребности детей и их родителей по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в различных формах. Внеурочная деятельность направлена на социализацию личности учащегося, формирование и развитие метапредметных компетенций.
Организованный таким образом образовательный процесс способствовал подготовке формирующейся личности к жизни в современном мире, обеспечивая формирование таких качеств личности, как:
а) мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
Важную роль в обеспечении позитивных результатов Программы развития 2009-2014 гг. сыграл педагогический коллектив, который характеризуется:
- мотивацией к продолжению инновационной деятельности;
- качественным ростом профессиональной активности педагогов;
- системным повышением квалификации через курсовую подготовку, участие в деятельности районных и школьных методических объединениях.
Результаты реализации Программы развития 2009-2014 гг. позволяют сделать вывод о готовности педагогического коллектива МБОУ «Репьевская СОШ» к дальнейшей инновационной деятельности по обновлению образовательного пространства в соответствии с веяниями времени, анализом социального заказа, адресованного школе, и требованиями современного законодательства.
В то же время проблемно-ориентированный анализ позволил выявить «болевые точки» образовательной системы школы, на которых необходимо сосредоточить внимание руководству и педагогическому коллективу, чтобы и на следующем этапе жизнедеятельности успешно решать все цели и задачи современного образовательного процесса:
- нормативно-правовая база не является исчерпывающей для решения современных актуальных проблем участников образовательных отношений в связи с расширением их прав и обязанностей;
- профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от новых тенденций развития отечественного образования;
- содержание и организация образовательного процесса не в полной мере отвечает новым целям и задачам формирования современного гражданина России;
- инфраструктура школы имеет ряд проблем в обеспечении полного соответствия требованиям безопасности и здоровьесбережения (отраженные в СанПиН и других нормативных документах);
- социум не всегда откликается на потребности школы в расширении пространства социализации школьников и взаимной ответственности за результаты образования.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы за предыдущий период, выявление собственного потенциала, анализ Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, а также ориентация на реализацию актуального современного социального заказа позволяет сформулировать следующие направления совершенствования образовательного пространства МАОУ «Троицкая СОШ » в соответствии с настоящей Программой:
- Приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с требованиями ФЗ №273-ФЗ и ФГОС;
- Оптимизация системы профессионального роста педагогических работников в рамках ФГОС;
- Дальнейшее развитие содержания и организации образовательного процесса;
- Обновление инфраструктуры школы;
- Совершенствование системы взаимодействия школы с внешней средой.
Признание этих приоритетов составляет объективную основу дальнейшей деятельности образовательного учреждения в направлении перспективных системных преобразований, что и лежит в основе настоящей Программы развития на 2018-2023 гг. «Приведение образовательного пространства МАОУ «Троицкая СОШ» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС» (далее Программы).
Данные направления дальнейшего совершенствования образовательной системы школы заявлены в миссии, цели и задачах настоящей Программы, механизмах ее реализации.
2.2. Концептуальные положения Программы
Главным результатом законодательных инициатив в сфере отечественного образования на современном этапе является создание оптимальных условий для формирования личности, обладающей такими особенностями, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни», отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Приказ Президента РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271). Поэтому обновление системы образовательного учреждения в соответствии с современной законодательной базой должно осуществляться в интересах участников образовательных отношений и прежде всего в интересах школьников.
Наиболее полно данные целевые установки отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
а) в сфере личностного развития:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
б) в сфере общественных отношений: - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; - готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; - развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; - заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Настоящая Программа как концептуальная и организационно-правовая основа системы управления МАОУ «Троицкая СОШ» ориентируется на аксиологическую основу образовательной деятельности и формулирует следующую миссию школы:
МАОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» – образовательная организация с:
- современной системой управления,
- высокопрофессиональной педагогической командой,
- педагогически насыщенным образовательным процессом, ориентированным на реализацию современных задач общего образования и удовлетворение образовательных запросов учащихся и их семей,
- безопасным и комфортным образовательным пространством, предусматривающим охрану и развитие здоровья участников образовательных отношений,
- информационной открытостью для взаимодействия с социумом, что в совокупности создает оптимальные условия для формирования духовно-нравственной, социально и профессионально адаптированной личности гражданина Российской Федерации.
Настоящая Программа определяет систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие всех участников образовательных отношений в решении современных задач образования и в качестве ведущих приоритетов выделяет следующие социальные и педагогические понятия:
базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
духовно-нравственное развитие личности гражданина России — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Преемственность настоящей Программы и Программы развития 2013-2018 гг. заключается в развитии принципов реализации Программных мероприятий:
- принцип гуманизации – реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Федеральным законом «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства;
- принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения;
- принцип развивающего обучения – отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;
- принцип индивидуализации обучения – всесторонний учет уровня способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных траекторий развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика;
- принцип дифференциации – выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана;
- принцип системности – взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов образовательного пространства;
- принцип вариативности – обеспеченность образовательного процесса содержанием и видами деятельности, выходящими за рамки жесткого учебного плана и предоставляющими учащимся возможность выбора (факультативными, специализированные, элективные курсы и т.д.).
«Современный национальный воспитательный идеал, отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Данный тезис, а также рамочные требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, лежит в основе определения «портрета выпускника» каждого уровня образования.
«Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край, нашу Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Портрет выпускника основной школы»:
- любит свое Отечество и свой край, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества;
- умеет учиться, понимает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- представляет особенности своей личности, адекватно оценивает свои возможности для дальнейшей профильной ориентации, умеет строить жизненные планы и понимает средства их достижения;